-->
Компания SOCAR Energy Georgia, одним из учредителей которой является Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР), получила от Министерства экономического развития Грузии разрешение на эксплуатацию Кулевского терминала. Он станет перевалочным пунктом для каспийской нефти на пути на Запад.
«За этим разрешением последуют другие нормативные шаги, которые предусмотрены. Это необходимая процедура, и мы к этому нормально относимся», — сообщил журналистам генеральный директор компании Махир Мамедов. При этом он отметил, что в ближайшие годы компания «легко сможет выйти на уровень нефтеперевалки через терминал в 5-6 миллионов тонн, из которых около 50% придется на нефтепродукты». В перспективе объем планируется довести до 35 млн. тонн в год.
«Кроме того, в текущем году мы планируем начать расширение инфраструктуры терминала Кулеви, в частности, провести работы по строительству сухогрузного терминала и терминала для сжиженного газа», — сказал Мамедов.
Как сообщает Независимая газета, нефтяной терминал в Кулеви (около порта Поти, Западная Грузия) — первая удачная сделка ГНКАР, которая является локомотивом в осуществлении откорректированной энергетической стратегии Азербайджана. Суть этих новаций предельно проста — получив достаточные свободные средства от продажи нефти и газа, Баку стремится приобрести портовые терминалы, а также построить в странах, куда доставляются углеводороды, нефтеперерабатывающие заводы и выйти на региональные рынки с продуктами нефтепереработки. Следует заметить, что подавляющее большинство стран в обмен на получение азербайджанских углеводородов охотно соглашаются на подобные сделки.
Строительство терминала в Кулеви началось в 2000 году и осуществляло его ООО «Терминал-2000», учредителями которого являются грузинская железная дорога и австрийская фирма «Аргомар ойл». Однако в 2002 году строительство было прекращено из-за отсутствия финансовых средств. В 2004 году финансирование строительства терминала взялся осуществить известный грузинский бизнесмен Бадри Патаркацишвили. Но сделат ь это ему не удалось — грузинские власти не разрешили бизнесмену провести к терминалу подъездные железнодорожные пути, без наличия которых функционирование терминала было невозможно. Эта проблема нашла свое разрешение лишь в конце декабря 2006 года, когда ГНКАР купила терминал у Бадри Патаркацишвили, по некоторым сведениям, за 300 млн. долл. Сегодня терминал является собственностью ГНКАР и управляется SOCAR Energy Georgia, 51% акций которой принадлежат азербайджанской госнефтекомпании.
Следует заметить, что SOCAR Energy Georgia — одна из крупнейших компаний Грузии, которая в 2007 году инвестировала в экономику этой страны 380 млн. долл. В текущем году они будут увеличены еще на 100 млн. долл. Эти средства решено направить на расширение терминала Кулеви, на возведение современного офиса ГНКАР, расширение собственной сети АЗС, а также на строительство Тбилисской нефтебазы. Разработка ее проектно-сметной документации уже завершается. Как заявил «НГ» источник в ГНКАР, общий объем инвестиций в этот проект определен в 15 млн. долл. Мощность объекта составит около 20 тыс. кубометров. Здесь, на площади около 5 га, будут находиться емкости для хранения различных сортов автомобильных бензинов, дизтоплива, керосина, битума и небольшой терминал для сжиженного газа в объеме 1 тыс. тонн.
По мнению некоторых экспертов, виды Азербайджана на грузинский рынок не ограничиваются этими проектами. Возможно, в ближайшее время мы станем свидетелями новых сделок. В частности, расхожими в Баку стали слухи о том, что Азербайджан проявляет небывалый интерес к приватизации грузинской железной дороги.
Нефтепродукты на eOil.ru
|